Для смягчения адаптационного периода в МБДОУ детский сад №52 города Белово с января по май функционирует адаптационная группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «В детский сад без слез».
Это адаптационная группа для детей от 1,5 года до 3 лет, не посещающих детский сад. Основная идея создания группы – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж нашего ДОУ, сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
2. Наладить более тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями.
3. Подготовить ребенка раннего возраста к поступлению в детский сад.
4. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Режим функционирования:
1 вторник месяца , с 12.30 до 13.30
Мы рады, что Ваш ребенок будет посещать наше дошкольное учреждение. Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для Вашего ребенка, нужно хорошо подумать и понять, для чего именно он нужен Вам и вашему ребенку. Спокойно оценить все плюсы и минусы того или иного решения; настроиться на то, чтобы посещение детского сада и адаптация к нему малыша – значительная и важная работа, которая может и должна закончится успехом.
Постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду.
· Увеличьте круг общения вашего малыша с взрослыми и детьми.
Пусть малыш узнает, что на свете есть и другие хорошие взрослые люди, кроме мамы и папы, бабушки и дедушки. Гуляя с ребенком на детской площадке, время от времени обращайте внимание на то, чем заняты другие дети. Опыт общения с посторонними взрослыми и детьми имеет огромное значение для благополучной адаптации к детскому саду.
· Ребенок, который отправился в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Приучайте ребенка мыть руки и лицо, пользоваться полотенцем; носовым платком; ложкой, салфеткой; пить из чашки; проситься на горшок и пользоваться им. Привлекайте и поощряйте стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность; складывать одежду на стульчик; убирать на место игрушки и вещи. Постепенно отучайте от пустышки и рожка.
· Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша.
С приходом в детский сад снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки. Используйте летний период для оздоровления. Воздух, солнце, вода, физическая активность и витамины помогут в этом. Если Вы решили закалять ребенка, лучшее время – начало лета. Водные процедуры, хождение босиком, гимнастика, массаж – и Ваш ребенок получит запас прочности перед предстоящим испытанием адаптацией. Одевайте малыша по погоде.
Начиная подготовку малыша к походу в детский сад, придерживайтесь режима близкого к режиму в детском саду
Примерный режим дня | |
---|---|
Прием детей | до 8.00 |
Завтрак | 8.30–9.00 |
Игры, организованная деятельность, прогулка | 9.00–11.30 |
Обед | 11.30–12.00 |
Сон | 12.00–15.00 |
Подъем, оздоровление, гигиенические процедуры, полдник | 15.00–16.00 |
Активное бодрствование | 16.00–17.00 |
Ужин | 17.00–17.30 |
Игры, уход домой | 17.30–19.00 |
ДЕТСКИЙ САД МОЖЕТ И ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ РЕБЕНКУ РАДОСТЬ. ПУСТЬ НЕ СРАЗУ, НО ОН ПРЕВРАЩАЕТСЯ ДЛЯ МАЛЫША В ПРИВЫЧНЫЙ, ХОРОШО ЗНАКОМЫЙ И УЮТНЫЙ МИР.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТАЛО ТАК, БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, ВНИМАТЕЛЬНЫ, АКТИВНЫ. В ВАШИХ СИЛАХ СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА СЧАСТЛИВОЙ, ИНТЕРЕСНОЙ, НАСЫЩЕННОЙ!
О том, насколько тяжел период адаптации к детскому саду для малыша, написано много книг и статей. Но часто и мама крохотного создания подвергается сильному стрессу.
Не только малыш готовится к своему первому дню в новом коллективе. Мама тоже должна как следует подготовиться, чтобы первый день не стал сумбурным, чтобы все прошло как можно более гладко, насколько это возможно.
Заранее составьте список всего необходимого, что надо иметь с собой.
Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените рацион так, чтобы он был более или менее похож на питание в саду.
Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите все необходимые вещи. Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на все сборы и приготовления.
Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.
Заранее подготовьте детский гардероб. Одежда и обувь должны быть удобной, чтобы ребенок мог справиться самостоятельно.
Старайтесь общаться с воспитателями доброжелательно, избегайте конфликтов по пустякам. Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших контактных телефонов на случай, если вы срочно понадобитесь.
Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно, когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит и начинать!
Уходя – уходите! Не травите себе душу, наблюдая за окном или подслушивая за дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
Будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги.
Не переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам в садике было плохо – это не значит, что ребенок пройдет тот же путь.
Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант, которого всеми силами можно добиваться.
Конечно, маме, которая с рождения сидела с ним дома и практически не расставалась в течение 3 лет даже на несколько часов, будет очень трудно смириться с фактом, что она не знает, чем в данную минуту занят ее малыш.
Пройдет немного времени, и, возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось. Он стал более капризным, могут быть неожиданные истерики по поводу и без повода. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.
Причин может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику – большой стресс для малыша, его нервы напряжены, и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних кроха часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей. Еще одной причиной «плохого» поведения малыша может быть… его возраст. Садик может ускорить проявления трехлетнего кризиса. И этот самый кризис свалится вам на голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.
Единственный совет, который можно дать родителям в этот период, – терпение, терпение и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справиться с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку.
И очень скоро вы заметите положительное влияние садика на развитие ребенка. Малыш станет более самостоятельным, научится есть, одеваться и обуваться самостоятельно. Он принесет из садика новые слова, новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти. Ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и мягкого маминого гнездышка.
Для тепла и радости? Для обид и раздражения? Для воплощения родительских надежд? Или для продолжения жизни на земле?
Ребенок, он – где? В тепле и уюте? В коридорах «общаги»? В любящей семье? В общественном учреждении? С кем ваш ребенок? Есть ли у него место в вашей душе, в вашей жизни, в каждом вашем дне и часе? Кто рядом с ребенком целый день, целое детство? Родные или случайные люди?
Ответьте себе на эти вопросы, и вы будете знать, каким будет ваш ребенок во взрослой жизни.
Детство – оно такое короткое. Родители не успевают всмотреться, вслушаться, вникнуть в своего ребенка, а он уже уходит от них семимильными шагами. Все, что он мог взять с собой и на всю жизнь, он уже взял, не зная об этом. И родители не знают, что запечатлелось на сверхчувствительной пленке подсознания, что проявится, какая детская сказка станет сценарием жизни их ребенка.
Более того, они наивно полагают, что все то, что они называют воспитанием, все, то они применяли, прикладывали к ребенку, и сделало его большим.
Однако зрелым человека делает безусловная, без всяких условий:
– любовь родных людей – она дает ему силы на всю жизнь;
– вера в любящих – она заставляет его самосовершенствоваться до последних дней;
– радость детства, если оно было радостным, – она освещает жизнь и согревает до старости.
Любовь, вера и радость – воспитывающее окружение, в котором вырастают хорошие люди. А вы как думаете?
Еще недавно ваше сокровище пробовало первую ложечку фруктового пюре и морщилось от непривычного вкуса. И вот малыш стал совсем взрослым – пора в детский сад!
Там уже не до маминых сырников и бабушкиных пирожков.
В первые дни «общественной жизни» дети нередко отказываются от еды по многим причинам. Лишить кроху аппетита могут напряженное эмоциональное состояние, непривычные блюда, неумение есть самостоятельно. Следовательно, готовясь к посещению детского сада, стоит серьезно обдумать эти моменты.
Для начала нужно приблизить домашний режим питания к детсадовскому. Переходите на новый режим питания постепенно, чтобы перемены были не слишком ощутимы.
Разработкой меню в детском саду занимается целый штат сотрудников. При составлении дневного рациона в первую очередь заботятся о наличии в нем главного строительного материала – белка. Источники белка животного происхождения – мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов белком богаты бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.
Большая часть жиров в суточном рационе ребенка представлены жирами животного происхождения, которые содержатся в сливочном масле, сметане… Общее количество растительных жиров (растительное масло) составляет не менее 20 % от общего количества жиров в суточном меню ребенка. Овощи и фрукты – главные источники витаминов, минералов и микроэлементов. В меню должны обязательно присутствовать лук и чеснок.
Постепенно отучайте ребенка от «перекусов» между кормлениями. В детский сад съестное приносить не разрешается. В возрасте от 1,5 до 3 лет рацион малыша должен быть довольно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое супы, борщи, пюре, запеканки, компоты и т. д. Приближайте домашний рацион к меню детского сада.
Приучайте ребенка есть самостоятельно. Малыш должен самостоятельно пользоваться вилкой и ложкой. Задолго до детского сада ребенок должен перестать получать еду из бутылочки.
Обратите внимание на то, как долго ребенок находится за столом. В детском саду кормление занимает не более получаса. В первые дни посещения детского сада включите в рацион фрукты, соки, кисломолочные продукты. Не прибегайте к поощрениям типа чипсов и шоколадки за хорошо проведенный день в детском саду. Знайте, что ребенок в первые дни может отказаться от еды и в детском саду и дома.
Чем раньше вы начнете готовить кроху к детскому саду, тем легче он привыкнет к новым условиям.
Ведь только от вас зависит, как адаптируется малыш в своем первом коллективе.
Приучайте ребенка к самостоятельности, не делайте за него то, что он может сделать сам. Во время еды ребенок может самостоятельно садиться на стул, есть аккуратно, пользоваться ложкой, чашкой и т. д., при умывании подставляет руки под струю воды, трет ладони и лицо. Вытирается с помощью взрослого. Самостоятельно одевается (натягивает носочки, колготки, шапку, обувь). Частично раздевается. Знает место своей одежды, обуви, игрушек, посуды. Пользуется носовым платком. Контролирует физиологические потребности.
Помните, дети раннего возраста во всем подражают взрослым. Поэтому присмотритесь к себе!
При нормальном речевом развитии к 2 годам словарный запас возрастает до 200–300 слов. Появляется фразовая речь. Ребенок способен договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевает. Рассказывает, что видит в данный момент в 2–3 предложениях. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит слова «здравствуйте», «до свидания», «пока», «спасибо» в индивидуальном произношении.
Помните, ранний возраст – наиболее благоприятный для становления речи малыша! Если по каким-то причинам речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, так как речь тесно связана с мыслительными функциями.
Основным видом деятельности ребенка является предметно-игровая. Ребенок знакомится с различными свойствами предметов, продолжается сенсорное развитие. Ребенок лучше воспринимает окружающее под руководством взрослого. Направляйте ребенка в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия.
Ребенок раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия. Ориентируется в 3 и более контрастных величинах (трехместная матрешка, бочонки и т. д.). Собирает пирамидку из 4–5 колец контрастной величины. Ориентируется в 3–4 цветах, подбирает по образцу. Проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет, что рисует. Сооружает постройки из кубиков (дом, забор, дорожка, стул, стол…). Выполняет два последовательных действия с игрушкой (баюкает куклу, кормит; нагружает машину, везет…). Ребенок в игре подражает взрослому («читает газету», «наряжается» и т. д.).
Совершенствуются двигательные функции. Ребенок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. Поднимается, спускается по лестнице. Подпрыгивает, бросает и ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок обладает поистине огромными возможностями развития. Помогите малышу реализовать свои способности, не жалейте потраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок вырастет уверенным и успешным!
Успехов Вам и больше веры в себя и возможности своего малыша!
При необходимости проконсультируйтесь с педагогами ДОУ.